Поисковые работы выполнены с борта судна специального назначения «Кендрик» морскими инженерами московского ОАО «Межрегионтрубопроводстрой» и петербургского ООО «Фертоинг».
Во время работ впервые в России применялось уникальное навигационно-гидрографическое и подводно-техническое оборудование, в том числе глубоководный многолучевой эхолот и тяжелый телеуправляемый подводный аппарат, позволяющий обследовать подводные объекты на глубинах до трех тысяч метров.
В период с 10 по 20 октября 2012 года следствием запланирован осмотр СПБУ «Кольская» с применением глубоководного аппарата «Triton» на глубине более 1000 метров, с помощью которого следователи намерены обследовать состояние затонувшей платформы для выяснения причин её гибели.
Кроме того, на борту судна совместно со следователями будут находиться и родственники погибших членов экипажа. Достигнута договоренность о возможности нахождения на судне в период операции не более 12 человек из числа родственников.
Платформа «Кольская», которую буксировали с Камчатки на Сахалин, затонула 18 декабря 2011 г. во время шторма в 200 км от Сахалина. Установка полностью ушла под воду. Из 67 находившихся на борту членов экипажа спаслись 14 человек. По факту крушения платформы заведено уголовное дело по ч. 3 ст. 263 УК РФ (нарушение правил безопасности движения и эксплуатации морского транспорта, повлекшее по неосторожности смерть двух и более лиц)..
Согласно техническим характеристикам буровой установки, ее буксировка в зимнее время в зимних сезонных зонах была запрещена.
Судовладельцем самоподъемной плавучей буровой установки «Кольская» являлось ОАО «Арктикморнефтегазразведка» (АМНГР). СПБУ была использована АМНГР по контракту с ООО «Газфлот» для бурения скважины №1 Первоочередной структуры на Западно-Камчатском лицензионном участке шельфа Охотского моря. После завершения предусмотренных контрактом работ по бурению и консервации скважины 11 декабря 2011 года необходимо было отбуксировать установку с точки бурения в Охотском море на Сахалин в порт Корсаков.
Буксировка осуществлялась ледоколом «Магадан» по договору с ОАО «Дальневосточное морское пароходство» на основании договора буксировки и транспортно-буксирным судном «Нефтегаз-55», принадлежащим АМНГР. В соответствии с договором буксировка могла осуществляться только в пределах территории РФ с точки бурения в район порта Корсаков.
Согласно проектным документам на буксировку СПБУ «Кольская», её надо было осуществлять, имея долгосрочный прогноз хорошей погоды. Для обеспечения прогноза погоды АМНГР заключило договор с АНО «Сахалинское метеоагентство». В течение периода буксировки СПБУ от метеоагентства штормовых предупреждений не поступало.
11 декабря 2011 году началась буксировка СПБУ «Кольская» с точки бурения. Однако 17 декабря 2011 года вопреки прогнозу погоды начался шторм, который усиливался и продолжался 18 декабря. Во время шторма произошёл обрыв пряди буксирного каната ледокола «Магадан», в результате чего ледокол в течение шести часов не осуществлял буксировку СПБУ.
В условиях сильной качки экипаж СПБУ не смог провести операцию по опусканию опорных ног (в соответствии с инструкцией по эксплуатации буровой установки при получении прогноза о штормовой погоде штатным способом обеспечения её безопасности было опускание опор буровой платформы, для понижения тем самым центра тяжести с целью улучшения устойчивости).
Были заказаны вертолёты, которые по погодным условиям не смогли выполнить задачу по эвакуации членов экипажа. 18 декабря 2011 года в условиях сильного шторма СПБУ «Кольская» затонула, погибло 53 человека, 14 удалось спасти.
В Санкт-Петербурге 11 октября начнётся суд по факту крушения платформы. Ответчик - судовладелец (ОАО «Арктикморнефтегазразведка»).
|