-->
Стремительный рост сланцевой добычи в США не повлияет на стратегию ОПЕК, заявил генсек организации Абдалла Салем Эль-Бадри на Международной энергетической неделе: «Миру будет нужно больше нефти от ОПЕК». Перспективы рынка благоволят традиционной добыче до 2035 г, по его мнению.
У Международного энергетического агентства (МЭА) другой прогноз: сланцевая добыча в США способна встряхнуть мировой рынок. МЭА обещает потери традиционным производителям, если они не учтут грядущие изменения спроса и предложения. В июле США обогнали Россию по суммарной добыче нефти и газа — 22 млн баррелей нефтяного эквивалента в день против 21,8 млн. А в 2012 г сравнялись с крупнейшим нефтепроизводителем — Саудовской Аравией (11 млн баррелей сырой нефти и нефтепродуктов). Энергетический прорыв впечатляет, отмечает Дэвид Робинсон из Oxford Institute for Energy Studies.
По прогнозу МЭА, импорт нефти CША — крупнейшего потребителя топлива — может сократиться на 50% к 2020 г. В прошлом году потребность страны в нефти снизилась на 4% на каждую $1000 выпуска — с 0,165 т нефтяного эквивалента до 0,158 т в день против 0,266 т в Китае и 0,117 т в Евросоюзе. В странах ЕС — главном покупателе российской нефти — энергопотребление сокращается в среднем на 1,5% в год с 2001 г (данные Еврокомиссии).
Позиции США в мировой добыче во многом будут зависеть от уровня цен на нефть: при их снижении стремление предпринимателей наращивать сланцевую добычу может снизиться, считает Робинсон.
Нефть останется доминантой глобального энергобаланса, уверен эль-Бадри, основным драйвером роста спроса на энергосырье будет азиатский рынок, а не страны ОЭСР: «Грядет сильный сдвиг в мировом энергобалансе по регионам». Чистый импорт нефти стран юго-восточной Азии удвоится, в первую очередь благодаря Китаю и Индии, солидарны в МЭА. Зависимость Китая от импорта нефти составляет 57,8%, Индии — 78%.
Общий спрос на энергоносители вырастет на 52% до 381,7 млн баррелей нефтяного эквивалента, прогнозирует ОПЕК. Страны картеля намерены ввести разработку 120 проектов по добыче стоимостью $35-40 трлн до 2017 г.
Альтернативные и возобновляемые источники энергии тоже не составят конкуренцию традиционной нефти, считает эль-Бадри: этот сектор будет расти в среднем на 7% в год, но его доля не превысит 3% к 2035 г. Альтернативная энергетика — не конкурент нефтегазовому сектору, солидарен гендиректор Международного агентства по возобновляемой энергии (IRENA) Фрэнк Уотерс.
По материалам сайта «Ведомости»
|