Если бы не усугубляющаяся экономическая ситуация в Европе, то вопрос выбора окончательного маршрута "Южного газового коридора", скорее всего, решался бы в классическом стиле: есть два консорциума, состоящие из частных компаний, предложивших каждый свои технические и коммерческие условия поставок газа. ЕС, не обремененный долговым кризисом еврозоны и общим застоем в экономике, не видел бы нужды иметь свое особое мнение по данному вопросу, и победителем стал бы проект, предложивший наиболее оптимальные условия. В свое время ЕС выразил политическую поддержку проекту "Набукко", но не сильно бы огорчился, если бы победителем стал какой-то из остальных проектов, участвовавших на то время в конкурсе. В конце концов, главная цель - открытие коридора - была бы достигнута. Об этом пишет Trend News Agency, как передает http://www.centrasia.ru/. В сегодняшних условиях дело обстоит несколько иначе. Экономический кризис вносит свои коррективы в общую политическую и экономическую стратегию ЕС, вынуждая в данном случае ставить интересы государства выше интересов бизнеса и поддержать единственно, с этой точки зрения, правильное решение. Каждый из двух конкурирующих сегодня проектов - "Набукко Вест" и Транс-Адриатический газопровод (ТАР) - обладает ресурсом, с помощью которого такое решение может быть принято в его пользу. В отношении проекта "Набукко Вест" решающим для ЕС аргументом является снабжение газом стран Юго-Восточной Европы - региона, в энергетическом плане наиболее зависимого от одного поставщика, и оттого наиболее уязвимого. Это - главный и неоспоримый козырь проекта. В случае же с проектом ТАР критическим фактором, причем с относительно недавнего времени, становится поддержка ЕС греческой, и отчасти итальянской экономик, на сегодня крайне остро в ней нуждающихся. Финансовое инвестирование в греческую экономику и открытие новых рабочих мест при строительстве и дальнейшей эксплуатации трубопровода - те спасательные круги, которые в настоящий момент так нужны ЕС в попытке удержать еврозону от развала. Это не черно-белое восприятие вопроса. Ясно, что инвестиции ТАР не станут панацеей для греческой экономики в целом, и новые рабочие места нужны не только там, но и в тех же странах Юго-Восточной Европы. Но то, что проблема греческих долгов является сегодня видимой угрозой номер один для существования еврозоны, и эту угрозу необходимо устранить всеми доступными средствами, вполне очевидно. Какая из двух стратегических целей будет в наибольшей степени отвечать интересам ЕС, и в какой регион Европы выгоднее в 2018 году направить каспийский газ - это те вопросы, по которым руководству Евросоюза придется определиться в ближайшее время с тем, чтобы обозначить свою позицию участникам консорциума "Шах Дениз", а также правительству Азербайджана. Скорее всего, это мнение будет учтено при принятии окончательного решения, до объявления которого остается не так уж много времени. Между тем, наличие каких-либо политических факторов, могущих влиять на принятие окончательного решения, опровергает глава ВР Роберт Дадли, заявивший недавно, что определяющим при выборе маршрута поставок в Европу будут транспортные тарифы. "Решение о выборе маршрута будет основано исключительно на том, какой из двух вариантов - ТАР или "Набукко Вест" - окажется наиболее прибыльным. Обоснование данного решения [...] будет исключительно экономическим", - заявил президент ВР. До сих пор, из доступной широкой публике информации о взаимоотношениях между участниками консорциума "Шах Дениз", не было случаев каких-либо острых разногласий, хотя по некоторым вопросам мнения явно расходились. К примеру, летом ВР заявила, что намеревается приобрести значительную долю в проекте ТАР, и что переговоры о присоединении к нему практически завершены. Вслед за этим последовала реакция SOCAR (Госнефтекомпания Азербайджана), руководство которой заявило, что, в случае, если ВР захочет присоединиться к проекту ТАР, ей необходимо будет координировать решения с другими участниками консорциума во избежание конфликта интересов. Различие мнений слегка проявилось и в отношении к спотовым поставкам газа. Вице-президент BP по разработке "Шах Дениз" Алистер Кук заявил недавно, что консорциум готов продавать некоторым покупателям газ в рамках второй стадии проекта по спотовым ценам. "Мы полностью открыты для любых предложений, и не исключаем 100-процентную привязку к спотовым ценам для некоторых покупателей", - сказал Кук. Через некоторое время глава SOCAR Ровнаг Абдуллаев в интервью журналистам сказал, что Госнефтекомпания отдает предпочтение долгосрочным контрактам по поставкам газа. "Поставки газа должны быть долгосрочными. Основа поставок газа трубопроводами лежит в заключении долгосрочных контрактов, что дает возможность делать долгосрочные прогнозы", - сказал Абдуллаев. Для консорциума "Шах Дениз", готового потратить сумму в 20-25 млрд. долларов только на разработку второй фазы проекта, фактор прибыльности маршрута должен, по законам бизнеса, играть первостепенную роль, и Роберт Дадли, по-видимому, выражал единое мнение всех участников, а не только своей компании. Наконец, существует общее видение ситуации со стороны правительства Азербайджана. Его выразил прошлой осенью Президент Ильхам Алиев во время встречи со своим австрийским коллегой, отметив, что при выборе маршрута экспорта азербайджанского газа в Европу должны быть учтены два компонента: "Это должно быть такое решение, чтобы мы и не теряли времени, и чтобы Азербайджан мог в максимальной степени экспортировать свои газовые ресурсы". Решение вскоре будет найдено, и это произойдет, когда интересы и инвесторов, и Азербайджана, и европейских стран будут учтены. Вопрос только в том, в какой степени.
|