ВР снова пытается начать экспансию в России и стать партнером “Роснефти”. Стороны уже обсудили возможные направления работы с президентом Владимиром Путиным, но пока не раскрывают их публично. По данным источников, речь идет о приобретении “Роснефтью” принадлежащих ВР 50% акций ТНК-ВР в обмен на деньги и собственные акции. ВР может получить $10-15 млрд наличными и более 12,5% акций “Роснефти”, став таким образом ее крупнейшим акционером после государства. Но пока сделка не нравится правительству, пишет “Коммерсантъ”.
Поздно вечером во вторник пресс-служба Кремля сообщила, что президент Владимир Путин провел встречу с главой “Роснефти” Игорем Сечиным, президентом ВР Робертом Дадли и председателем совета директоров британской компании Карлом-Хенриком Сванбергом. “Обсуждались вопросы, связанные с продолжением и расширением присутствия компании ВР на российском рынке, а также перспективы сотрудничества с российскими компаниям”,— говорится в официальном сообщении. От более подробных комментариев все стороны воздержались.
По словам источников, близких к российской и британской компаниям, о “будущей встрече был осведомлен крайне узкий круг людей”. Один из собеседников подчеркивает тот факт, что в Москву приехал Карл-Хенрик Сванберг, который раньше такого рода мероприятий не посещал. “Это означает, что он высказывал позицию акционеров ВР, которые должны одобрить возможную сделку”,— говорит источник. Также на встрече присутствовал и вице-президент “Роснефти” по финансам Дмитрий Авдеев.
По словам источников, знакомых с ходом переговоров, стороны обсуждали продажу “Роснефти” принадлежащих ВР 50% в ТНК-ВР. Госкомпания, которая уже ведет переговоры с банками о привлечении $10-15 млрд, собирается купить половину доли (25%) за наличные, а оставшиеся 25% обменять на свои акции. “Для этого планируется использовать 9,53% казначейских акций “Роснефти”, а также еще чуть более 3%, которые компания приобрела в ходе обратного выкупа в мае”,— говорит один из собеседников. Таким образом, ВР с пакетом 12,53% (рыночная стоимость — $8,6 млрд) станет крупнейшим акционером “Роснефти” после государства. Сама госкомпания на условиях действующего акционерного соглашения станет партнером консорциума AAR (“Альфа-групп”, Access, Renova) по ТНК-ВР. В ВР и “Роснефти” эту информацию не комментируют.
О своем намерении выйти из ТНК-ВР британская компания объявила в июне 2012 года. Это решение стало результатом почти четырехлетнего конфликта с AAR. Сначала российских акционеров не устраивало, что ВР блокирует развитие ТНК-ВР за рубежом. В начале января прошлого года конфликт получил новое развитие. ВР объявила о намерении создать стратегический альянс с “Роснефтью” путем обмена акциями и совместной работы на шельфе. Но британская компания не получила разрешение на это от совета директоров ТНК-ВР, нарушив акционерное соглашение, и сделка была заблокирована через Стокгольмский арбитраж. После этого “Роснефть” и ВР предложили AAR продать свою долю. Они были готовы заплатить за 50% ТНК-ВР в общей сложности $32 млрд (часть акциями, часть наличными). Однако в итоге AAR не стал продавать бумаги. “Это ведь как в семейной жизни: решил один из супругов поменять партнера на более молодого или красивого, это иногда случается, но сначала надо урегулировать отношения со своим старым партнером — развестись. А с нами никто разводиться не собирался”,— говорил в мае в интервью изданию Михаил Фридман, который тогда оставил пост председателя правления ТНК-ВР.
В итоге, по его словам, доверие к ВР как к партнеру было подорвано. “Конструкция с паритетным управлением себя исчерпала, десятилетний период формирования компании закончился, и для обеих сторон необходимо найти новые формы сотрудничества”,— говорил господин Фридман. Его слова в ВР услышали, и британская компания в начале июня заявила о своем желании выйти из ТНК-ВР. Об интересе к доле сразу же заявил AAR. А в конце июля и “Роснефть” объявила, что вступает в переговоры с ВР.
По соглашению акционеров ТНК-ВР, у ВР 90 дней на “добросовестные переговоры с AAR”, во время которых она не имеет права продавать свои акции другим претендентам. Этот срок истекает 17 октября. Источники не исключают, что о сделке между ВР и “Роснефтью” может быть объявлено раньше. “Все будет зависеть от позиции AAR. Если они поймут, что не смогут выкупить долю ВР, и не будут на нее претендовать, то “Роснефть” и ВР объявят о сделке уже в ближайшее время”,— говорит один из собеседников. В AAR ситуацию не комментируют.
По словам одного из собеседников, “Роснефть” предлагает ВР гораздо более выгодные условия, чем AAR. Консорциум хочет получить операционный контроль в ТНК-ВР, приобретя 25% примерно за $10 млрд. “Но условия “Роснефти”, которая предлагает более дорогую оценку и еще свои акции, конечно, выгоднее для ВР. Вряд ли AAR будет увеличивать предложение”,— говорит один из собеседников. При этом “Роснефть”, скорее всего, предложит британской компании новые совместные проекты, например на шельфе (сейчас они партнеры по немецкой нефтеперерабатывающей Ruhr Oel).
По словам собеседников, близких к переговорам, если “Роснефть” станет акционером ТНК-ВР, на нее не будет распространяться условие эксклюзивности, то есть госкомпании не придется согласовывать все новые проекты в России и на Украине. Не исключено, что госкомпания договорится с AAR о постепенной консолидации ее доли. При этом, например, исполнительному директору Герману Хану в целом может быть весьма комфортно работать с Игорем Сечиным, считает один из собеседников. Российские акционеры ТНК-ВР никогда не отрицали возможности партнерства с “Роснефтью”.
Однако сделка может быть реализована, только если ее поддержит правительство. А оно пока против. “Для любых госкомпаний расширение участия в экономике считаю нецелесообразным. Решение по каждой конкретной сделке тем не менее будет приниматься отдельно — это правда жизни. Пока консультации были только в кулуарах. Официального обсуждения с руководством “Роснефти” еще не было”,— говорил на прошлой неделе в интервью “Ведомостям” про сделку по ТНК-ВР вице-премьер Аркадий Дворкович. Впрочем, по словам одного из собеседников, вхождение ВР в акционерный капитал “Роснефти” “отвечает планам правительства по приватизации госкомпаний”.
Аналитик Газпромбанка Александр Назаров отмечает, что инвестиции в “Роснефть” для ВР будут гораздо менее доходными, чем в ТНК-ВР, даже с учетом увеличения дивидендов до 25% от чистой прибыли по МСФО. Но британская компания, видимо, поняла, что с AAR договориться не удастся и сотрудничество с “Роснефтью” сулит большие перспективы, считает аналитик. Но, добавляет Валерий Нестеров из “Тройки Диалог”, паритетное владение компанией “вряд ли имеет перспективы” вне зависимости от того, кто будет новым акционером ТНК-ВР, и, скорее всего, “Роснефть” в итоге получит над ней контроль.
|